И. Кант умер в феврале 1804 года. Он был погребен под колокольный звон около Кафедрального собора Кёнигсберга. Проводить Философа в последний путь в морозный день собрались тысячи горожан, коллеги по университету, высокопоставленные сановники городской администрации. К похоронам успели подготовиться; земля промерзла настолько, что с ней мучились более двух недель. Переписали и разучили кантату, созданную, правда, на смерть Фридриха Великого, но не востребованную по этому случаю; А. Кнорре из кёнигсбергской художественной школы снял несколько посмертных масок; преданный ученик Канта Г. Йеше собрал воедино записи учителя по логике и разрозненные письма, написанные ему самыми разными людьми на протяжении его долгой жизни.
Жизнь Канта закончилась достойно: в соборе от множества свечей было светло, как на улице, знаменитый орган звучал умиротворенно и торжественно.
А «кантиана» — рукописи, посмертные маски, вещи Канта — начала свою собственную, самостоятельную жизнь. Больше всего повезло кантовской логике: Г. Йеше издал ее еще при жизни учителя, в истории философии она известна как «Логика Йеше» (Jäsche-Logik) и для специалистов служит важным подспорьем в изучении идейного наследия кёнигсбергского мыслителя. По крайней мере, понятно, что появившаяся в 1800 году книга под названием «Логика Иммануила Канта» написана самим Йеше на основе учебника В. Майера и множества заметок к нему Канта, сделанных на полях и вклеенных листах. Сам Кант текст этой «Логики» скорее всего даже не авторизовал, только подтвердил, что действительно поручил Йеше заниматься копившимися десятилетиями комментариями к университетскому курсу. Сохранились воспоминания современников об этом майеровском «гроссбухе»: «Кант читает по старой „Логике“ Майера, если я не ошибаюсь. Он всегда приносит книгу с собой на урок. Она выглядит такой старой и испачканной, я полагаю, он ежедневно приносит ее на лекции уже сорок лет; все листы мелко исписаны его рукой, и к тому же еще многие печатные страницы склеены бумагой и многие строки перечеркнуты, так что, как это подразумевается, от „Логики“ Майера почти ничего больше не осталось» (Перев. с нем. — В. Ю. Курпакова). Но майеровская «Логика» осталась: и сама книга благополучно пережила две войны, и оригинальные кантовские записи были изданы в 1914 году, заняв собой весь XIV том академического собрания сочинений.
А письма исчезли. Йеше ехал в 1802 году в только-только учрежденный Дерптский (Тартуский) университет на профессорскую должность, и письма, переданные ему Кантом, уехали вместе с ним в Российскую империю. Там он подарил имевшуюся у него часть кантовского архива другу К. Моргенштерну, а тот передал его университетской библиотеке. Эти письма фигурировали во всех имевшихся описях кантианы, даже у К. Фишера, в томе «Истории новой философии», посвященном Канту, и Прусская академия наук, занявшиеся в начале ХХ века изданием полного собрания сочинений великого немецкого мыслителя, официально запросила их оригиналы у России. Министерство народного просвещения испросило высочайшего соизволения на временную высылку рукописей философа Канта, принадлежащих Юрьевскому университету, и они в 1895 году уехали обратно в Пруссию. Последний, 18-й том, содержащий письма из тартуского архива, был опубликован в 1928 году. Из этого вовсе не следовало, что они пережили распад Германской империи, — было известно, что с оригиналов сделали фотокопии. А оригиналы исчезли.
Их пропажа была обнаружена только в начале 1950-х годов. По умолчанию решили, что Вторую мировую войну они точно не пережили. Только благодаря усилиям профессора Тартуского университета Л. Столовича, с элементами детективного расследования, удалось выяснить, что 461 письмо из тартуской кантианы хранится в недрах Центрального архива Академии наук в Берлине. Среди них письма Фихте, Воланда. Развитие сюжета было трагикомическим: вроде бы Советская Эстония имела все права на кантовские письма, но СССР не решался просить вернуть их, опасаясь раздражения властей тогдашней ГДР, а Л. Столовичу не позволяли даже объявлять о своей находке в центральной печати, чтобы не вызвать международного скандала. Прорабатывался даже «тонкий» дипломатический ход: подарить письма ГДР. Письма вернулись в независимую Эстонию, в Тарту, ровно через 100 лет, в 1995 году.
Но еще запутанней история с посмертной маской Канта.
Известно, что с формы, снятой Кнорре, было отлито три маски; одна из них была в Берлинском анатомическом музее, вторая — в Прусском обществе древностей, третья — в Кёнигсбергском государственном архиве. Л. Столович нашел еще одну, возможно, одну из трех, поскольку проследить пути масок через две войны невозможно. Собственно, нашла маску его дочь, учившаяся в Тартуском университете на факультете психологии. Практические занятия по анатомии проходили в анатомикуме, и она обнаружила гипсовую отливку посмертной маски Канта среди других анатомических экспонатов. Л. Столович пробирался к находке через анатомичку, в которой лежали совсем не гипсовые тела. Как отливка попала в Тартуский университет? Привез Йеше, вместе с рукописями? Кто-то позже привез для него, свято чтившего всё, что связано с учителем? Этого никто не знал. Как она оказалась в анатомической коллекции, почему не отмечена ни в каких «приходных» книгах? История эта оставалась загадочной до того времени, пока сотрудникам Тартуского университета не удалось разыскать инвентарную книгу Музея классических древностей, в которой среди прочих «бюстов», в основном античных копий, числилась и маска Канта. Запись была сделана самим К. Моргенштерном: отливка была приобретена на распродаже коллекции доктора Ф. Галля в 1825 году. И здесь еще один интригующий поворот: Галь — это тот самый знаменитый анатом Галль, изобретатель френологии, гремевшей весь XIX век «науки», безошибочно разгадывавшей характер человека по форме его черепа. Даже Шерлок Холмс и доктор Ватсон отдавали должное шишкам и надбровным дугам, описанным Галлем. Более или менее понятно, почему одна из отливок посмертных масок Канта оказалась именно у него.
А когда история с маской обрела свое счастливое завершение, только страховая стоимость отливки была объявлена в миллион рублей.
Литература:
Курпаков В. Ю. Аутентичность «Логики Йеше» и ее роль в изучении взглядов Канта на формальную логику (Предисловие к публикации) // Кантовский сборник. 2001. № 1. С. 172–184.
Столович Л. О судьбе тартуской кантианы // Кантовский сборник. 2008. № 1. С. 94–108.
Столович Л. Как посмертная маска Канта оказалась в Тарту? // Кантовский сборник. 2012. № 2. С. 93–95.