Загрузка...

Журнал «Логос» основан в 1991 г., в настоящее время выходит с периодичностью шесть выпусков в год. Основная тематика публикаций — философия, социальные, гуманитарные науки и культурные исследования, интерпретированные в рамках традиционного для российского философского дискурса «западничества». В журнале публиковались работы и анализировалось творчество многих важнейших фигур классической и современной мысли.

Феномен российской культуры начала ХХ века завораживает. И сколько-нибудь глубоко до сих пор не осмыслен. Экспозиция этого сюжета дана в самом начале первой главы «Истории русской философии» Н. О. Лосского, желающие могут легко ознакомиться. Россия в начале прошлого столетия вовсе не была идиллией, наоборот, даже поверхностный анализ дает яркую картину противоречивости всех основных проявлений ее жизни. Но в этой противоречивости была удивительная целостность, устойчивость культурного типа. Если угодно, счастливое равновесие исконного стихийного народного духа и навыка научной, «фаустовской» рефлексии, привнесенной реформами Петра. Трудно сказать, были ли «славянофильство» и «западничество», концептуально оформившиеся в середине XIX века, «конструкторами» этого равновесия или просто отражали глубинные духовные и социальные процессы, но несомненно, что их вклад в его формирование огромен.

В начале 1990-х гг. «истинно-народный» патриотизм вырвалась мощной волной из-под удавливавшей его в течение 70 лет государственной идеологии и, как и положено стихии, мгновенно растекся множеством разноцветных ручьев в публицистике, литературе и политике, так и не обретя черт устойчивого социального института. Естественно, на противоположном полюсе ожили «западнические» тенденции, оказавшиеся гораздо более конструктивными как раз за счет родового навыка к самоорганизации и стремления к внятному результату. Журнал «Логос» в первом же номере 1991-го года заявил о восстановлении западнической традиции философствования, декларированной первым «Логосом» 1910-1914 гг. и эмигрантской его итерации 1925 г. Но читать вводную редакторскую статью сегодня интересно: с одной стороны, в ней внятно сформулирован принцип научности, «подчиненной постулатам философии как „Strenge Wissenschaft“», с другой — множество почтительных реверансов в сторону славянофильской традиции и неоднозначной интеллектуальной эволюции основателей первого, дореволюционного «Логоса», чуть ли не поголовно закончивших выраженным интересом к мистической составляющей бытия. Но «западнический» корень все-таки сформировал нынешний уже вполне возмужавший организм «Логоса» как журнал философии культуры, вдохновляемый прежде всего идеалами «строгой науки» в постфеноменологическом изводе. Вполне по заветам Б. Яковенко.

Первые годы журнал выходил нерегулярно, иногда сдвоенными номерами, но хотя бы по одному выпуску в год — обязательно. Поначалу стилистически он тяготел к своему дореволюционному первообразу, с годами интонационно приблизился к жанру философской публицистики, оправдывая вторую часть своего жанрового определения: «Философско-литературный журнал». За двадцать лет существования он поменял множество учредителей и издателей, пока не обрел финансовую и организационную стабильность под сенью «Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара» (2011). Всё это время во всех издательских пертурбациях его самоидентичность обеспечивало устойчивое редакторское ядро во главе с неизменным главным редактором В. В. Анашвили.

Почти все выпуски журнала до 2024 г. доступны в PDF-формате на собственном сайте жрнала. Есть разбивка по годам для удобства, есть ссылка сразу на «весь архив» для свободного перебора. Никаких реальных вспомогательных инструментов на сайте почти нет; в одном из юбилейных выпусков журнал отметился списком опубликованных за десятилетие работ; двадцатилетнего отчета нет. Поисковик простейший, работает по ключевым словам: количество ссылок по запросу «антропология» появилось столько, что перебор их по эвристичности эквивалентен ручному перебору оглавлений всех номеров подряд. При этом поисковая машина сайта оказалась со странностями: на запрос «Хайдеггер» она ответила 38 сносками на 4 страницах, а Яковенко и Степуна она не знает совсем. Не исключено, что «Логос», однажды оттолкнувшись от родного берега, напрочь забыл о нем и с концами ушел в море современной континентально-аналитической философии. Просмотр оглавления за все годы под этим углом тоже позитивных результатов не дал. Феномены отечественной культуры слегка выдвигаются из тумана забвения только в критическом контексте. Впрочем, тоже традиция «Логоса».

Для олимпийской темы Второй Международной студенческой олимпиады по философии «И. Кант и философская антропология» журнал «Логос» может выступать и готовым тематическим сборником, и образцом философской эссеистики. Есть очень интересные публикации в рамках темы «И. Кант и моральная философия»; есть материалы по теме «И. Кант и критическое мышление». Большинство заявленных на Олимпиаде тем так или иначе отражены в публикациях «Логоса», следует просто набраться терпения и отыскать их среди множества задиристых, иногда до эпатажа, названий статей. Но специалисты по русской философии или теологии вряд ли выйдут профессионально обогащенными из исследования контента журнала.