Загрузка...

Учредителями журнала «ΣΧΟΛΗ» являются Новосибирский государственный университет и Институт философии и права СО РАН, издателем — «Центр изучения древней философии и классической традиции НГУ». Журнал выходит с 2007 г., по два выпуска в год. Журнал мультиязычный, рецензируемый, индексируется в РИНЦ, Scopus и др. международных системах учета импакт-фактора. 

Иногда «инкорпорация» классического наследия в современную культуру представляется делом кабинетным, сугубо академическим. В постпетровскую эпоху латынь и греческий были обязательными компонентами гимназического среднего образования, но долго это воспринималось как подслеповатое следование западноевропейской школьной модели. Ко второй половине 19 в. в России наконец сложилось правильное понимание того, какой смысл заключался в мучительном зазубривании латинских падежей и греческих склонений: российское историческое самосознание перешагнуло границы провинциальной европейской местечковости и заявило претензии на преемственность в рамках всей мировой культуры. На рубеже XIX-XX вв. немецкая и российская переводческие школы заспорили о лидерстве, в России сформировалось лучшее в мире научное палестиноведение, погружение в историю Византии не имело себе равных — русская эмиграция начала XX-го в. де-факто «ставила голос» западноевропейскому византиеведению. Греция стала частью нашего прошлого, частью ментального генокода, матрицей образа мысли и способа поступка, по духу — «нашей». Оборвалось всё с радикальной сменой парадигмы в 1917 г., когда вся «цветущая сложность» реальной жизни народов была сведена к классовому противостоянию и смене экономических формаций. Тлели в столицах очажки филологический классической образованности, тянулся хрупкой цепочкой то умиравший, то возрождавшийся ежегодник «Византийского временника». В начале 1990-х гг. пришлось, почти по «БИ-2», «всё начинать сначала»: через межвузовские конференции, через «Кабинет Ю. А. Шичалина», через независимое книгоиздание. Спустя 20 лет, в начале 10-х, поднявшаяся волна интереса к классическому и византийскому интеллектуальному наследию начала принимать институциональные формы: учреждались ассоциации, формировались школы, утверждались авторитеты. Духовная родословная российской самоидентификации опять потянулась к Греции. 

В этом контексте и следует воспринимать «Центр изучения древней философии и классической традиции» (http://classics.nsu.ru/index.htm), выступивший в 2007 г.  в Новосибирске с осмысленной программой интеграции сил отечественных антиковедов. С того же 2007 г. он издает журнал «Σχολή». Сегодня это второй (после смежных на тематической площадке «Платоновских исследований») по востребованности и цитируемости философский журнал в России по данным Scopus.

Все вышедшие выпуски журнала находятся в открытом доступе. Дизайн сайта создавался по самой простой схеме примерно в те же годы, когда выходили в свет первые выпуски, и с того времени не перерабатывался и изменялся. Есть англоязычная версия сайта, стилистически оформленная совершенно иначе, но такая же простая, совершенно «плоская» по структуре: на одной странице выложены все вышедшие к настоящему времени, до октября 2024 г., 34 выпуска в формате PDF. При цитировании следует принимать во внимание, что годовые выпуски «Σχολή» имеют сквозную пагинацию, то есть второй годовой выпуск начинается со страницы, следующей за той, на которой закончился первый. 

Текстовой версии журнала на сайте нет, следовательно, нет поисковика, который мог бы работать по тегам. На сайте eLIBRARY можно несколько интенсифицировать процесс поиска, поскольку поисковая машина сетевого интегратора научной литературы работает отлично, но даже она застревает в полнотекстовых документах PDF формата. 

Но зато на сайте есть замечательный рубрикатор, который откроет по запросу список всех переводов, опубликованных в «Σχολή», а также тексты дискуссий специалистов, связанных с различными аспектами этих переводов. Кроме того, есть рубрика «Reviews» («Обзоры», на английском даже в русскоязычной версии), в которой представлены аннотации и ключевые слова ко всем выпускам; с ними пусть поисковыми средствами браузера, но все-таки можно работать, поскольку они текстовые.