Загрузка...

ПостНаука

АвторС.П. Заикин

ПостНаука — это проект о современной фундаментальной науке и ученых, которые ее создают. Все материалы ПостНауки делаются с участием лучших экспертов науки и индустрии.

Проект «ПостНаука» (ПН) — это действительно проект, потому что никакие иные определения для него не подходят. Отцы-основатели проекта, в 2012 г. занимавшиеся в МГУ им. М. Ломоносова преимущественно проблемами религиоведения, имели в виду, по-видимому, научно-образовательный сетевой ресурс, но назвали его именно проектом, включив в обозначение жанра своего детища и семантику разового мероприятия «собрались — сделали — разбежались». С тех пор ПН стала одним из интереснейших образовательных сайтов фундаментальной науки, работающих на коммерческой основе. Она завязала коллаборацию ни много ни мало со Сбером. К 2022 г. на сайте было опубликовано более 3500 материалов, из них почти 2000 — видео о достижениях фундаментальной науки и современных технологиях. В проекте приняло участие более 800 ученых из разных исследовательских областей, в том числе нобелевские лауреаты и представители зарубежной науки. О популярности ПН свидетельствует сетевая статистика — более 20 тыс. человек, ежедневно приходящих на сайт. Но духом «проекта» вся его сетевая ткань пропитана до сих пор — до сих пор сайт похож на безбрежное море вчера собравшихся ученых людей, которые только собираются создать что-то устойчивое, понятное и по-настоящему работающее.

По идее, ядром ПН должны стать платные образовательные курсы. Проект коммерческий, и ему необходимо за счет чего-то существовать. Но ни об их существовании, ни о месте их размещения на стартовой странице сайта узнать невозможно. Вместо привычного интерфейса вас встречают поствиндовсовские плитки с титлом «Тренды. Самое актуальное на сегодня». То есть то, что обычно размещают в отдельном модуле, иногда — в центре сайта, но при этом не оставляют без навигации и подсказок, куда идти дальше. Плитки тематические и набросаны, видимо, по признаку статистического попадания в «тренд». Для новичка это научно-популярный инфошум: «Великое посольство Петра I», «Молодым ученым: как найти свою нишу», «Как устроены слуховые аппараты», «Правда ли, что весной и осенью обостряются психические нарушения?» и т. п. Только через какое-то время новичок заметит, что плитки все-таки собраны в какие-то группы: «Слух и зрение. Гид недели», «ПостНаука.TV. Мультики, лекции, интервью в Рубке» (все уже знают, что такое «Рубка»?), «WTF. Наука в фотографиях и инфографиках» (все до такой степени погружены в англоязычный сегмент Сети, что не нуждаются в переводе на общепонятный аббревиатуры WTF?) и т. п., а первый титл, где речь идет об актуальных трендах, — не название страницы, а просто первая из рубрик. Может быть, архитектура сайта будет чуть понятнее на экранах смартфонов, но в традиционном исполнении, на экране десктопа, она воспринимается как недоразумение.

Только с третьего захода новичок обнаружит на самой шапке стартовой страницы бледные, созданные явно продвинутым дизайнером ссылки навигации: ЖУРНАЛ, ГИДЫ, АКАДЕМИЯ, ПОСТНАУКА.TV, ИГРЫ, ТЕЗАУРУС. А в варианте для смартфонов все они просто свернутся в меню традиционного квадратика в полоски. Под АКАДЕМИЕЙ и «живут» коммерческие курсы. Наверно. Уверенности в этом у новичка не появится, поскольку количество курсов очень невелико, а кнопка «Смотреть все курсы» отправит его в конец той же страницы, где перечислены еще несколько курсов с предложением тут же оплатить или подарить курс.

Можно прослушать первую лекцию, остальные — после оплаты.

Попытка вернуться из «Академии» на начальную страницу успехом не увенчается, поскольку на этой странице исчезает и меню сверху, и спасительный (на всех других сайтах) логотип в верхнем левом углу. Не помогает даже универсальная браузерная кнопка «Вернуться»: из «Академии» возвращаются только в «Академию». Почувствовав себя запертым в клетке, новичок не сразу разберется, что «Академия» — отдельный лендинг, по сути — автономный сайт, просто встроенный в большой сайт ПН. Распространенный в Сети элемент маркетинговой «воронки продаж».

Только после этого опыта у новичка сформируется рабочая гипотеза относительно той самой архитектуры сайта и назначения различных его элементов. Обилие доступных материалов, прячущихся под плитками, по-видимому, должно выполнять роль тех самых «мотиваторов», промо-роликов, увлекательное путешествие по которым завершается формированием твердой установки на получение систематических фундаментальных знаний в «Академии».

Для того чтобы познакомиться с открытыми на сайте материалами по философии, важно не проскочить мимо первого пункта верхнего меню «Журнал». Оно добавляет в ряды бесконечных тематических плиток первую, вдвое больше других, которая на деле оказывается селектором тем. Ничего ближе к философии, кроме «Гуманитарных наук», на ней нет. Но по крайней мере масса ненужных пользователю тем из тематических плиток исчезает. Здесь история со стартовой страницей повторяется: всё, что относится к «гуманитарным наукам», насыпано скопом. Есть текстовые материалы, есть FAQ, есть «Вопрос ученому», есть видео. Все материалы даны сжато, конспективно, ровно так, как должен даваться контент, задача которого — заинтересовать. Можно собирать ролики, каждый из которых тематически локален, самодостаточен, в миникурс по авторам или по темам. И только когда эта работа проведена, появляется возможность оценить уровень того «контента», который предлагает ПН. Ученые, действительно блестящие, спасают всё замысловатое интерфейсное новаторство создателей ресурса. Эти подборки представляют собой очень емкие конспекты по самым различным отраслям и направлениям фундаментальной науки, в том числе и философии. Особой ценностью обладают видеолекции, или своеобразные видеоэссе. Вот здесь мастерство создателей ресурса раскрывается во всей полноте: съемка, звук, свет — всё на высоте. Именно видео достигает одну из важных целей, подчеркнутых в миссии ПН: представлять «направления для исследований не как отвлеченные дисциплины, а как работу реальных людей», от первого лица. Но видео и не нужно «собирать» в последовательные курсы: оно размещено не на сайте, а на YouTube и уже сгруппировано в плейлисты. Помимо обособленных не очень философских, но живых и информативных плейлистов по культурологии и политической философии, есть плейлист собственно по философии из 92 видеосюжетов. Почти полуторачасовой стрим по стоицизму и двухчасовой — по нейронауке, серии по 15 минут по структурализму и постструктурализму, философии войны, постмодернизму, философии сознания, блестящий сериал А. П. Козырева, посвященный истории русской философии. Востребованность этого ресурса на YouTube сопоставима с популярностью самого сайта ПН: просмотры философских сюжетов колеблются от 15 до 100 тыс. Следует принимать во внимание, что философствование на YouTube редко собирает более сотни-двух просмотров.

Участники Международной студенческой олимпиады по философии найдут в философском плейлисте ПН блестящие образцы сжатого и информативного изложения необходимого им материала.