Загрузка...

Метафизика

АвторС.П. Заикин

Необходимость издания междисциплинарного научного журнала «Метафизика» обусловлена возросшей потребностью в обмене опытом и результатами научных исследований в области научного анализа оснований науки, философии и других разделов мировой культуры. Значительное внимание в журнале уделено проблематике современной фундаментальной теоретической физики, включая исследования мегамира и физику микромира, модели образования и развития Вселенной, осмыслению различных аспектов процесса глобализации и развития человеческой мысли и цивилизации.

Учредителем и издателем «Метафизики» является Российский университет дружбы народов (РУДН, Москва). В 2011 г., когда начал выходить журнал, было выпущено в свет 2 номера, затем, по настоящее время, в год появляется 4 выпуска. Журнал внесен в Список ВАК, индексируются РИНЦ, Cyberleninka, EBSCOhost. На сайте eLibrary.ru приведена неверная информация о сетевой версии журнала. Метафизика зарегистрирована как печатное издание, и на официальном сайте (и на сайте eLibrary.ru) выставлены электронные копии статей печатного издания, поэтому при цитировании сетевые ссылки с формальной точки зрения будут некорректными; атрибутировать цитаты следует традиционным для печатных изданий способом.

Аристотель, как известно, не разделял свои книги на «физику» и «метафизику», это позже сделал один из систематизаторов его идейного наследия Андроник Родосский. Для Аристотеля его «физика», несомненно, выступала в качестве систематической индукции на предмет базовых онтологических и логических структур сущего, и этот «мета», или «сверх» предмет самим Аристотелем осмысливался как отдельная область познания, не сводимая к математике, логике, этике и проч. Так что резоны у Андроника Родосского были. После Аристотеля и Андроника Родосского предмет метафизики — это причины, сущности, первоначала бытия. Далее метафизика развивала свои концепты, логический инструментарий, склоняясь то в сторону онтологизма, то в сторону эпистемологизма, но оставаясь в границах своего собственного предмета. Это — магистральная, классическая линия развития философии. Наверно, кульминационной фазы она достигла в «Критиках» И. Канта. Успехи европейского естествознания 17-18 вв. не были напрямую связаны с академической, «ученой» философской традицией, но были столь значительными и яркими, что спровоцировали рецидив первоначальной индукции к всеобъемлющим основоположениям, осуществленной Аристотелем уже два тысячелетия назад. Эмпирическая база была иной, методологический аппарат — гораздо более изощренный, но существо дела это не меняло. Эта «параллельная» классической традиция философствования оказалась жизнеспособной, но довольно рыхлой. С одной стороны, она консолидировалась вокруг позитивистской и прагматичной парадигм и концепта «русского космизма», а в наше время — вокруг их многочисленных преемников и изводов, с другой — продолжила свое существование как вольный перенос достижений эмпирических наук на новые мировоззренческие принципы, предлагающее переосмыслить сущее по-новому, «с самого начала». Казалось бы, И. Кант своей «Критикой чистого разума» соорудил непреодолимый блок-пост на пути такого рода философствования и прекратил развитие метафизики как науки, но эмпирическое философствование успешно обтекает его со всех сторон, даже не пытаясь атаковать ни «в лоб», ни с флангов. Возможно, это удастся ему с тыла, поскольку исканию человеком истины невозможно поставить пределы, даже если эти пределы выставляет сам разум.

«Метафизику», издаваемую РУДН, можно отнести к лучшим образцам жанра «эмпирической философии». В 17-18 вв. произошло упразднение субъектности природных сил теми же философствующими эмпириками, поскольку признание этой субъектности тут же ставило свободное научное исследование под контроль церковной традиции, в рамках которой сформировалось вполне определенное представление о фундаментальных принципах бытия и его смысле вообще. Уже в 19 в. в среде тех же эмпириков вполне удовлетворявший прошлые века концепт «неподвижного перводвигателя», отчужденного от природы и не участвующего в ее автономной жизни, стал подвергаться критике, а естествоиспытателями, сопрягающими научные занятия с традиционной верой, которых оказалось довольно много, он откровенно переосмысливался с позиций конфессиональной догматики — протестантской, католической и православной. Яркий пример тому — традиция православного «русского космизма». Вполне понятный тренд, но зачастую стремление «обожения» реальности внутри этого умонастроения становилось настолько навязчивым, что превращало «натурфилософию» в вольный религиозный гнозис, причем с утратой как естественнонаучной основательности, так и богословской проработанности. Журнал «Метафизика» счастливо избежал этой крайности. Он совсем не уклоняется от богословских тем, но не теряет чувства меры, и они в итоге сообщают необходимую мировоззренческую глубину и «симфоничность» доминирующему в издании естественнонаучному дискурсу. По-видимому, до определенной степени этому способствовала продолжительная, с 1991 г., устная предыстория «Метафизики» в недрах семинара «Основания фундаментальной физики» на Физическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. Остается только сожалеть, что семинар не нашел своего доксографа и доступен в Сети только в виде перечня обсуждавшихся на нем сюжетов.

Вот типичные тематические области Метафизики сквозь призму названий журнальных статей: «Квантовые парадоксы и концепция дальнодействия» (Белинский А. В. 2011. № 2), «Единая теория поля: вчера, сегодня, завтра» (Бергман П. Г. 2011. № 2), «Феномен сознания с точки зрения квантовой механики» (Менский М. Б. 2012. № 1). И даже: «Тонкая структура спектра амплитуд флуктуаций результатов измерений процессов разной природы как характеристика неоднородностей (анизотропии) пространства-времени» (Шноль С. Э., Каминский А. В., Рубинштейн И. А., Шаповалов С. Н., Харакоз Д. П. 2012. № 2)

Сайт журнала хорошо масштабируется под любой экран. Предусмотренная регистрация на сайте ничего не меняет для пользователя: все материалы выложены в свободном доступе. Навигация по сайту понятная, только положение самого востребованного инструмента сетевой работы — модуля поискового движка — вызывает вопросы. Не совсем понятно, почему он оказался оттиснутым в нижний правый угол визуального поля сайта. Поиск, как обычно, работает по аннотациям, авторам и ключевым словам. Но есть у сайта «Метафизики» особенность, чрезвычайно, как оказалось, редкая и очень востребованная именно для научных изданий: поисковик может работать по текстам статей, которые выставлены на сайте в формате PDF. К сожалению, со старыми файлами PDF поисковик работать не умеет; для полнотекстового поиска доступны только выпуски «Метафизики» последних лет.

Как издание, ориентированное на мировоззренческое осмысление эмпирических наук, «Метафизика» будет интересна многим участникам Международной студенческой олимпиады по философии.