Загрузка...

Лекционную часть Международной студенческой олимпиады по философии открыл доклад доктора философских наук, профессора Нины Дмитриевой. В лекции «Что такое просвещение? Кантовский ответ в интерпретации русских мыслителей» Нина Дмитриева рассматривает рецепцию кантовского понимания просвещения в русской культурной традиции. Обращение к идее и практике просвещения в наши дни представляется лектору чрезвычайно актуальным.

Именно в эпоху Просвещения были раскрыты принципы работы человеческого разума, без культивирования которых нормальная жизнь и будущее современного общества и каждого конкретного человека невозможны. Эти принципы нельзя ни подменить, ни симулировать такой модной сегодня штукой, как искусственный интеллект, невозможно игнорировать их, пытаясь вернуть человечество в докантовские — читай, допросветительские — времена, — убеждена Нина Дмитриева.

Вопрос о роли просвещения в человеческой истории ставился задолго до Канта. Но с момента, когда Иммануил Кант подключился к дискуссии о том, что же следует понимать под просвещением, — а это произошло ровно 240 лет назад, — эта дискуссия приобрела новый ракурс и глубину.

В русской культуре кантовский проект просвещения получил особое осмысление, реконструировать эту рецепцию довольно трудно, но я попробую. Для начала отмечу только одно: философия Канта довольно рано стала беспрецедентным ориентиром в русской культуре, — говорит Нина Дмитриева.

Согласно Канту, научиться мыслить самостоятельно — вот задача для человечества. Одним из смысловых компонентов просвещения и средств достижения просвещенного состояния является публичность в использовании разума, которая раскрывается в свободе мысли и слова, совести и вероисповедания. И эта свобода публично пользоваться своим разумом обеспечивается всеобщностью человеческого разума.

Яркие русские мыслители Александр Герцен, Александр Радищев, Николай Карамзин, Лев Толстой были воодушевлены кантовским проектом, и это нашло отражение в их творчестве и деятельности. Например, как у Льва Толстого в рамках его имения. 

Вся его жизнь по сути соответствует траектории кантовского просветительского проекта, — говорит Нина Дмитриева.

Николай Карамзин в «Письмах русского путешественника» рекомендует своему читателю Канта как тонкого и глубокого мыслителя. По мысли Карамзина, Кант — это фигура большого масштаба, которым философы всегда будут восхищаться. Вслед за Кантом Карамзин осмысливает идею вечного мира и считает, что именно просвещение есть антидот от бедствий человеческих. Александр Герцен прямо обращается к кантовской идее публичной экспертности. Ее суть в том, что именно ученые, будучи экспертами в той или иной сфере, должны иметь возможность публично обсуждать соответствующие вопросы общественной жизни. Важно, чтобы в обществе была организована свободная дискуссия и публичная критика. Более того, свобода такой публичности должна быть гарантирована обществом. Такая публичная экспертность и есть, по Канту, один из основных признаков «совершеннолетия» разума. Путь человека к этому состоянию лежит через занятие науками и формирование навыка давать самому себе отчет в собственных мыслях. Лев Толстой в своем позднем произведении «Плоды просвещения» высмеивает тех, кто погряз в предрассудках и суеверии, обильно поставляемом модной квазинаукой — спиритизмом. Толстого удивляет, что всем этим увлекаются люди, получившие хорошее образование. Они разменивают свой интеллект на квазинаучные изыскания, прожигают жизнь в деятельном ничегонеделании. Автор с горечью заставляет нас признать, что и его, XIX-й, век не стал для России истинно просвещенным веком.

Таким образом для русской культуры кантовский проект просвещения — это попытка найти истинный путь движения человеческого духа. Путь через знание, свободу дискуссии и критики. Путь разумного и нравственно свободного деяния по преобразованию общественной жизни для достижения гражданского благосостояния, сообразного достоинству человека, — констатирует Нина Дмитриева.